Борецкая роспись: азбука. Шелепеева О. Н., Аверина Г. С, Вахабов О. А. - М., 2021. - 328 с: табл., ил.
1500 р
Эта книга является третьей в серии «Азбука» («Пижемская роспись: азбука», 2015; «Мезенская роспись: азбука», 2016) и тоже посвящена графической росписи — борецкой. Она адресована широкому кругу любителей народной культуры и является своего рода учебником для освоения росписи. Особенность этой росписи — богатая и. сложная колористика, унаследовавшая многие приемы иконописи, это послужило причиной привлечения к соавторству профессионального иконописца Вахабова О. А. Кроме методических указаний книга содержит сведения о мастерах, собранные в экспедициях Архангельского краеведческого музея авторами.
Содержание
Предисловие. О.Шелепеева
Глава 1. Предметный мир прялок борецко-тоемского типа.
О.Шелепеева
Глава 2. Семантические основы борецкой росписи.
О.Шелепеева
Глава 3. Инструменты, материалы, установочные
упражнения. О.Шелепеева, О.Вахабов
Глава 4. Базовые элементы. О. Шелепеева
Глава 5. Основные структуры борецкой росписи.
О.Шелепеева
5.1. Ленточный орнамент
5.2. Центральные композиции
Глава 6. Мотив «древо». О.Шелепеева
6.1. Колоновидные дерева
6.2. Дерева с горизонтальными присоединенными лозами
6.3. Древо с вертикальными присоединенными лозами
6.4. Древо с крупными ветвями (горизонтальными
и диагональными)
Глава 7. Персонажи борецкой росписи и сюжеты с ними.
О.Шелепеева
7.1. Птицы
7.2. Домашние животные
7.3. Дикие звери
Глава8. «Ранний борок». О.Шелепеева
8.1. Базовые элементы
8.2. Основные композиционные схемы
8.3. Персонажи и сюжеты с ними в «раннем борке»
Глава 9. Борецкая роспись и мы. О.Шелепеева
Глава 10. Работа с деревом
10.1. Подготовка изделий под роспись с применением современных материалов. О. Шелепеева
10.2. Традиционные методы подготовки деревянных поверхностей под роспись, рецепты левкаса. О. Вахабов
10.3. Закрепление росписи. О.Шелепеева
Глава 11. Мастера Борка, Нижней Тоймы и Топсы
11.1. Персоналии и стилистика мастеров. О. Шелепеев.
11.2. Борецкая палитра. О. Вахабов
Эта книга является обобщением результатов экспедиций Архангельского областного краеведческого музея (далее АОКМ) в составе Авериной Г. С. и Шелепеевой О.Н. в районы Архангельской области, расположенные по среднему течению Северной Двины (Виноградовский, Верхне-Тоемский и Красноборский), в 1984-1990 гг. Методическая часть состоит из многолетних педагогических наработок Шелепеевой О.Н. Третий автор — иконописец Вахабов О.А. — тоже неслучаен.
Борецкая роспись известна многим. Первые ее сохранившиеся образцы датируются искусствоведами второй половиной XVIII в., последние — 1930-ми гг. За столь долгий путь она претерпела зна-чительные изменения. Наиболее ранние прялки содержат много заимствований и приемов иконописи, поздние испытывают большое влияние старообрядческой рукописной книги. Но и в расписных изделиях начала XX в., в их колористике видны отголоски иконописных традиций (применение «земель» — охр в получении оттенков красного и т. д.). Профессиональный иконописец Вахабов О. А. проанализировал цветовую гамму нескольких прялок из частных коллекций и методом подбора колеров составил таблицы, облегчающие получение сложных цветов в их росписях, с применением современных красок.
Освоение борецкой росписи начнем с позднего варианта: конца XIX — начала XX в. (условно примем термин «поздний борок»). Именно мастера этого времени считаются наиболее характерными для борецкой традиции. Будем рассматривать также и работы тоемских мастеров (разумеется, отмечая индивидуальные особенности их творческого почерка).
Этот поздний вариант значительно отличается от «раннего борка» с его крупными листами, наличием мелких веточек с капельками-ягодками и почти полным уходом от архитектурных деталей. И если сравнивать эти два этапа, то, несмотря на большое
количество общих элементов, на первый взгляд может показаться, что это различные ответвления росписи (см. главу 1). К «раннему борку» мы придем в главе 8, уже освоив основные приемы мастеров XX в. и как бы погружаясь «вглубь». Такой порядок позволяет облегчить процесс обучения и освоения обширного борецкого наследия. В «позднем борке» на прялках конца XIX — начала XX в. сложнее композиции, разнообразнее цветы, но проще ветви и листья. На прялках «раннего борка» конца XVIII — начала XIX в. сложнее листья и обилие архитектурных фрагментов, но в целом композиция проще. А что касается концепции, куда отнести прялки с этой росписью, к Борку или Тойме, не будем на ней зацикливаться и, возможно, у моих читателей с их непредвзятым взглядом возникнет свое мнение, отличное от высказанных гипотез.
Глава 12. Архангельский краеведческий музей
и его экспедиции на Северную Двину. Г. Аверина
Заключение. О. Шелепеева